Шанхай

 

Если Вы являетесь опытным туристом, не лишенным духа авантюризма, то, попав в Шанхай, не лишайте себя уникальной возможности пройти не туристическими тропами, но проникнуть вглубь городской жизни, влиться в ритм города… В том, что по началу кажется хаотичным: дорожное движение, «стаи» мотоциклистов, пестрота толпы…. в этом потоке проявляется своя закономерность, некий порядок. Главное, отпустить: московский темп, дела и заботы, открыться навстречу свершениям и впечатлениям иного порядка…

 

dsc_2848

 

 

dsc_2844

 

Как вкус чая раскрывается с каждой последующей заваркой, так и Китай раскрывает себя наиболее полно с каждым последующим днем.

 

 

Зачастую, городские этюды едва ли можно считать живописными: в основном безликие, стандартизированные небоскребы (социалистические отголоски). Традиционных китайских мотивов в архитектуре почти нет (парки для туристов не в счет). Налицо архитектурный перелом в сознании китайцев, традиция словно бы прячется, уступая унификации XXI века.  Футуристическая планировка Шанхая служит амбициозным символом обновления Китая, символом нового китайского самосознания… Так, китайцы, в подражание американцам, отдают предпочтение каменным джунглям. В черте города  почти нет деревьев, здания их с лихвой заменяют… Единичны вкрапления зелени - лишь переплетение лиан на мостах и дорожных развязках.

 

 

Экологические проблемы в таких условиях неизбежны. В любую погоду солнце тусклое, над городом постоянная дымка, характерный для Китая туман смешивается со смогом. Светлое небо можно увидеть, лишь покинув Шанхай. Однако, провинциальные отголоски  частично различимы и здесь: кукареканье петухов поутру и кваканье лягушек в ближайшем от отеля пруду привносят свой колорит.

Тому, кто посещал Пекин, бросится в глаза тот факт, что лица южных китайцев в сравнении с северными, более приятны  западному человеку. Пекин патриархален. Шанхай вестернизирован. Запад методично над ним работает: одевает, кормит фастфудом, поит кофе и вином, одним словом приручает/осваивает. Словно бы подыгрывая Западу, китайцы продают себя, и продают дорого.

Ассоциация «китайское = дешевое»  уже не актуальна. Так, Тайвань – Китай в своем концентрированном виде, легко аппелирует к традиционным ценностям, привнося в них свежее дыхание. В тайваньских лавках запросто можно встретить глиняные чайники ручной работы за баснословные, с нашей точки зрения, деньги. В основе древняя технология, уникальная «традиция», плюс, столь актуальное сегодня, авторское прочтение. Кстати, в Китае стёрта грань между покупкой современных и антикварных предметов декоративно-прикладного искусства… Будь то чаша династии Тан или современная из Люнцюань – особое китайское понимание красоты пребывает в обоих изделиях. Традиция самовоспроизводится, не прерываясь, её суть неприкосновенна, лишь форма вариативна. Мастера из век в век, от изделия к изделию проносят саму  идею «прекрасного», его дух...

 

 

Любуясь фарфоровыми, глиняными изделиями, в очередной раз задумываешься о приватности  китайского мира традиционных ценностей, который не всегда будет понят западным человеком. За пределами Поднебесной, оторванные от среды, китайские изделия превращаются  в экзотику - чарующую, но  весьма далекую. В Китае фарфор из Люнцюань цветет, распускается всей своей весенней свежестью … В московских бутиках – его свет меркнет. 

 

 

Зато всё предельно просто с легко узнаваемой «китайщиной». Например, в таких туристических местах Шанхая, как рынок Юй Юань, прилавки ломятся от сувенирной продукции низкого качества. Хотя, рынок  находится в центре города и стилизован в традиционном стиле,  впечатления должного не производит. Продают китайские «штампы»: фабричный фарфор низкого качества, шелк и кашемир; зажигалки, стилизованные под слоновую кость, лаковые шкатулки, воздушных змеев, ну и конечно чай… Однако все, что здесь имеет отношение к чаю, полностью рассчитано на туристов, которые едва ли отдают себе отчет в том, что на самом деле видели лишь сконструированную для иностранных туристов «чайную декорацию»…

Такой круг весьма типичных китайских «сувениров», порой откровенно безвкусных, нам более понятен и привычен. Он же, в свою очередь, порождает ложную иллюзию дешевизны всего китайского. 

 

 

Уместно ли предположить, что спрос в данном случае рождает предложение? Можно только по ошибке купить, но нельзя по ошибке продать. В художественных лавках Юй Юань преобладает нехарактерная для китайской культуры живопись маслом. В основном – китч:  много соцреализма, стилизаций под Энди Уорхола, и  японских мотивов в духе аниме… То, что выдается  за уникальную картину в традиционном стиле, на поверку, скорее всего, окажется обычным принтом, который можно найти еще в десятке подобных отделов.

 

 

Совсем другая история на китайских чайных рынках… Они открыты для свободного посещения, но туристов тут почти не встретишь. Здесь китайская традиция стоит дорого, и это оправдано. При этом если у Вас нет возможности посетить китайские чайные провинции, то на подобном рынке, обладая лишь значительным опытом, есть вероятность  найти достойные образцы чая.

У каждой лавки на таких рынках своё лицо…под стать хозяину. В большинстве случаев бизнес семейный, от «мала до велика» проводят день за днем за прилавком, торгуют чаем из родной провинции. Тайваньские чайные лавки неизменно дороже других, но именно тут следует искать столь любимый в наших краях молочный улун… Попадаются аутентичные – юньнаньские лавки, забитые национальными диковинками и пуэрами всех калибров. Есть  «гламурные» чайные бутики обеспеченных китайцев, которые передвигаются по Шанхаю на дорогих автомобилях  и отправляют племянников учиться в Лондон. Потом, уже переродившиеся племянники общаются с покупателями - иностранцами на продвинутом английском, безуспешно пытаясь внедрить западные стандарты сервиса в своем деле. Для патриархальной китайской торговли явление почти фантастическое.

 

 

Основной принцип торговли на таких рынках - дружеская беседа за чаем. Для этого у каждого оборудован специальный столик для чайной церемонии, с автоматическим сливом воды. Дабы  неспешность  чайной беседы ничем не прерывалась - все под рукой: чайник, чистая бутилированная вода, чайная посуда.

 

 

По закону восточных базаров, любая сделка  – целый процесс. Для «белого человека» ( а китайцы едва ли делают разницу между европейцами, русскими и американцами) цена всегда завышена. Ничего не сделаешь - такова ментальная установка китайцев. Покупать чай не пробуя, исходя из названия сорта и цены – такой подход лучше оставить для московских будней. А выбор чая -  дело весьма кропотливое, требующее времени и особого, очень редкого по своей сути,  «чайного знания». У китайцев основной принцип в таких делах: «по знанию Вашему воздастся Вам», если клиент не разбирается в чае, чего ради продавать ему высокосортный?

Очень важно прочувствовать, услышать свое сердце, найти в этом многообразии чайных сортов именно «то качество». Здесь нельзя спешить. Основное правило – расслабиться, очистить голову от вороха ненужных мыслей. Привычная нам модель бизнеса  – работа на ускорение перестает работать. Пиканье айфонов, огни дисплеев, барабанная дробь пальцев о компьютерные клавиатуры, сроки, бюджеты… Чем больше технических средств появляется, вроде бы задуманных для облегчения, тем плотнее наш график впоследствии, тем больше дел мы стремимся «втиснуть» в рамки одного дня. Мы вечно спешим… В Китае же могут делать что-то очень быстро, почти молниеносно, но в этом нет суеты. Китаец ценит свое время: встает на рассвете, в полдень никогда не пропустит обед, вечером уделит время семье. Он действует своевременно, в согласии со своей человеческой природой, а не вопреки ей.

 

 

 

Еще одним интересным приключением, безусловно, можно назвать путешествие на китайском поезде, которое полно любопытных наблюдений для любого европейца. В первую очередь - вокзал. Китайцы легко управляют проходимостью, и это при таком количестве людей! Вокзал спроектирован так, чтобы пассажиры отбывающие и пребывающие не пересекались, мало того, пассажиры отдельно взятого поезда занимают положенную им линию в зале ожидания (по принципу «gate» в аэропортах). Ощущения тесноты и сдавленности вообще не возникает (разве что у касс). Сам поезд-экспресс ультрасовременный, на манер Сапсана. Всматриваясь в  китайские дали сквозь окна поезда, нельзя не отметить хозяйственность китайцев: нет ни одного свободного клочка земли. Повсюду посевные поля, теплицы, постройки. То здесь, то  там задорно желтеет рапс. Говорят, настоящий Китай не в городах, а в деревнях. Дорога уводит прочь от города, в горную местность, где воздух свежеет с каждым километром. Даже неизменная легкая дымка, уже не такая плотная и мглистая, как в Шанхае, а нежная и воздушная, визуально стирающая границы между Небом и Землей.

Безусловно, говоря о Китае, нельзя не отметить китайскую кухню, которая всегда достойна отдельного упоминания. Это особая комбинация вкусов: соленое, острое, пресное, кислое, сладкое органично дополняют друг друга. Причём, сладкое не столько десерт, сколько полноправный вкус в основных блюдах….

 

 

В любом ресторане - круговая подача блюд, еда «проходит по кругу» в буквальном смысле слова, блюда заказываются на всю компанию гостей, а не персонально. Среди приборов, само собой, только палочки, освоившись с которыми, уже не хочется использовать что-либо другое, палочками удобнее!

Очень часто можно встретить «живое меню»: все блюда в сыром или живом виде представлены на обозрение гостей. Нужно угадать, визуализировать этот ингредиент готовым, что развивает способность фантазировать на кулинарную тему. Но что бы Вы не представили, результат все равно превзойдет ожидания. Те пищевые сочетания, что предлагают китайцы, столь неординарны для нас, сколь вкусны. После этого, медийная западная молекулярная кухня кажется сущим извращением. Истина в простоте! Однако, китайская кухня не лишена изысканности. При этом, вся еда очень легкая. Много овощей, бобовых, все свежее. Нет, столь хорошо знакомого русскому человеку, чувства тяжести после застолья. Все ингредиенты легко сочетаются и усваиваются. Рис, запеченный в ананасе, необыкновенно вкусен!

 

 

Вот лишь некоторые из наиболее непривычных нам: сахарный тростник (подается на десерт, пережевывается, после выплевывается); зеленый бамбук (тушеный на манер фасоли); всевозможные виды пророщенных бобовых; крахмальные макароны; клейкий рис в виде «далмы»; грибы «заморские» древесные (визуально сильно напоминают  наши поганки), кукурузный и тыквенный напитки (густые, теплые, совсем не сладкие, такими очень удобно запивать еду).

Жучки запеченные - это дорогое Юньнаньское блюдо, каждый день, само собой, его не употребляется.  На вкус как чипсы, в целом вкусно! Одни из червячков, в частности, водятся в бамбуке и считаются крайне полезными, «белок в чистом виде», их сложно извлекать из бамбука, поэтому они высоко ценятся.

 

 

На этой аппетитной тематике, дабы не испытывать более воображение читателей, закончим  свой рассказ, ибо, как говорят китайцы: "нет пира, который не кончался бы".