Керамика : Исинская керамика. История.

Исинская керамика. История.

Исинская керамика. История.

Глиняная утварь – это главное изобретение неолитической эпохи. Изначально это были примитивные изделия из необработанной глины, затем они постепенно превратились в достаточно прочные предметы из затвердевшей глины, последующее развитие привело к возникновению глиняной утвари, покрытой глазурью.

 

Исинские чайные принадлежности из пурпурной глины или «лилового песка» появились ещё при династии Северная Сун (960-1127 гг.) и вскоре стали примером оригинальной посуды высшего качества, а в эпоху Мин (1368 — 1644), сохранив свою индивидуальность, широко распространились и превратились в модную атрибутику. По преданию, создателем чайника из пурпурной глины был никому не известный монах из исинского Монастыря Золотого Песка, живший при династии Мин. Он выбрал мелкозернистую глину, содержащую песок лилового цвета, сделал из неё заготовку округлой формы, затем добавил носик, ручку, крышечку и обжёг в гончарной печи.

Чайники из «лилового песка» совсем не похожи на обыкновенную керамику: внутри и снаружи эти сосуды не покрыты глазурью. Их изготавливают из фиолетовой и красной горной глины, собранной около  г. Исин. Глину замешивают, затем придают ей форму и обжигают. В связи с тем, что температура для обжига керамики достаточно высокая, изделие получается плотным, а поверхность заготовки – необожжённой посуды – нежной и гладкой. Стенки сосуда не пропускают влагу, но на них имеются не видимые невооружённым глазом поры, вследствие чего при долгом использовании такой посуды стенки впитывают чайный настой и накапливают в себе чайный аромат. Кроме того, поверхность исинских чайников не очень быстро проводит тепло, поэтому, держа сосуд в руках, нельзя обжечься. При резком изменении температуры сосуд не может лопнуть и расколоться.

 

Исинская керамика отличается чистой цветовой гаммой, классической простотой и изысканностью. По форме предметы глиняной чайной утвари напоминают коленце бамбука, корень лотоса, сосновый пень или же являются имитациями древних бронзовых сосудов, изготовленных при династиях Шан (1600 до н. э. — 1046 до н. э.) и Чжоу (1122 до н. э. - 249 до н.э.). Ремесленники украшают поверхность керамических изделий при помощи традиционных приёмов гравировки печатей в стиле чжуань и декоративной живописи, а также каллиграфическими надписями, сделанными в стилях кайшу, цаошу, лишу, чжуань. Таким образом, эти предметы чайной  утвари обладают не только практической, но и художественной ценностью. Многие известные поэты и художники собственноручно надписывали стихи на этих предметах чайной утвари. В произведении «Исследования о чайниках из киновари и иллюстрации к ним» говорится о том, что поэт, художник и каллиграф Чжэн Баньцяо (1693—1765), сам изготовил чайник, а затем на его поверхности написал такие стихотворные строки: «Носик заострённый, брюшко большое, а ручки подняты кверху, не успел уйти от голода и холода, как сразу же загордился. Чайник объёма небольшого, много в него не войдёт, нальёшь самую малость – поднимаются огромные волны».

 

Каждый чайник изготавливается вручную и в единственном экземпляре. Мастер вкладывает в него частичку своей души и многовековую историю своих предков.

 

Критерии для идеального чайника таковы: размеры и объём пропорциональны общему весу; чайник удобно подносить, держа его за ручку; крышка точно подходит к верхнему отверстию чайника, то есть между крышкой и чайником не образуются щели; вода легко проходит через носик; цветовой фон и рисунок подобраны со вкусом и гармонируют друг с другом; внешняя красота сочетается с удобством применения и практичностью.

 

При постоянном заваривании чая поверхность чайника станет маслянистой и блестящей. Именно тогда заложенный в него изначально дух начнет проявлять себя, что придаст чайнику особую ценность.

 

Чайная утварь из «лилового песка» высоко ценится не только в Китае, но и во всем мире.