Размышления за чаепитием

Размышления за чаепитием

 

 

Чаепитие наполнено дыханием церемоний, его аромат - отзвук обряда. Путь Чая является также и дорогой жизни, которая тянется вперед в обрамлении тропинок дружбы. Чайный напиток пестует жизнь, для достижения такого благотворного эффекта нужно сделать лишь три шага. Первый из них – заваривание чая, второй – наслаждение цветом (мало уметь заварить и выпить, истинный ценитель чая должен уметь заметить прелесть формы, не забывая о кладезе содержания), третий – дегустация. Сделай лишь три шага - этот короткий и сладостный путь ведет к укреплению здоровья и дружеских уз. Стремясь стать более искушенным в правилах чаепития, невольно развиваешь чувство прекрасного и воспитываешь дух. У изумрудного напитка также есть и свой этикет, который нужно знать.


Чай как напиток начал свое триумфальное шествие по Миру именно в Китае. Уже в эпоху Тан и даже ранее чай открыто называли «живительным отваром». В танских «Записках о виденном и слышанном» говорится: «Путь Чая есть путь великий, ни Сын Неба, ни его сановники не отвергают его». Эти слова — одно из наиболее ранних литературных свидетельств, касающихся Пути Чая. В те времена торжественный прием, на котором подавался свежайший, только что собранный чай, становился весьма заметным событием цикла общественной жизни. Еще Лю Вен в своем произведении «Три вида чая и три месяца», используя самый живой слог, воспел изящество обстановки подобной чайной дегустации и изысканность вкуса чая самого первого сбора. Во времена Тан и Сун к ритуалу заваривания и дегустации чая относились в высшей степени серьезно. Верное течение этого непростого процесса направлялось множеством предписаний и законов, которые было принято называть «чайным этикетом». Правила могли меняться в зависимости от того, в какой обстановке проводилась чайная церемония. Этикет предусматривал три группы правил, ориентированных на три основных вида обстановки чаепития: торжественный прием с дегустацией чая при дворе, чайную церемонию в стенах монастыря и чаепитие благородных мужей.

Император Чжао Цзы - заядлый любитель чая - небезосновательно полагал, что этот напиток крайне полезен для душевного здоровья, так как имеет свойство высвобождать душу из оков обыденности и умиротворять, а также будить интерес к жизни. «Что можно сказать о чае? Ни с чем несравнимые богатства лежат на дне самой маленькой чаши этого напитка, сколько изящества в одной лишь капле! Чайный отвар сравним с эликсиром жизни, он прогоняет болезни, а ум очищает от пагубных мыслей. Позволь аромату его вести твой дух к источникам моральной чистоты, спокойствия и мира. Он приносит сердцу утешение и спокойствие и вдохновляет на дела благородные» - таковы слова самого императора. Непоколебимость моральных принципов, нравственная чистота, философская просвещенность — вот те тропы, что, соединяясь в Пути Чая, приводят человека к чуду духовного роста, полета духа, заставляют родник жизни питать бренное тело. Нужно лишь приобщиться к искусству дегустации, воспринимая ее, как священный обряд. Это благодарный путь, одаривающий идущего по нему щедрыми подарками.