Путь Чая - Путь Будды - Путь Дао

Путь Чая - Путь Будды - Путь Дао

-

Китайская чайная традиция вобрала в себя лучшие философские достижения трех великих учений: конфуцианства, буддизма и конечно даосизма. Буддийская традиция подчеркивает важную роль чая в практике созерцания («Непрерывное созерцание чая»), считая употребление чая одним из способов достижения состояния созерцательного транса. Для этой цели чай дегустируется, испивший его старается уловить все грани его вкуса, вплоть до ноток горечи, это погружение в недра вкуса повышает способность человека к духовному росту и раскрытию новых граней внутреннего мира. Такая практика имеет своей целью познание истинной природы человека, раскрытия сокровищ его души. Даосизм и его идеи также не чужды пути чая. Недаром в чайной культуре так сильно влияние философской концепции Единства Неба и Человека. Также, в канву традиций чайной церемонии вплелись даосские идеи почитания естественности, скромности, и истинной красоты. Чайная церемония и употребление чайного напитка применяются в практиках «почитания жизни», «пестования жизни» и «возрождения жизни».

Путь чая, как и путь Дао лежит через тернии взаимопроникновения человека и мира, окружающего его, с целью постижения сути вещей. Адепт, испивая чайный напиток, чувствует наслаждение от близости с миром, ощущает себя как часть бессмертной природы, дух его сливается с гармоничным миром. Этот путь близости с природой ведет человека к пониманию законов мироздания сквозь тернии собственного опыта. В даосских текстах говорится: «Земля и Небо породили человека, в нем едино все сущее».

Концепция одухотворенной природы также оперирует понятиями изменения мира и человеческой души. Унаследовав многие позиции Даосизма, путь Чая рассматривает предметы окружающего мира как одушевленные, обладающие вполне человеческой способностью чувствовать и ощущать. Таким образом, с точки зрения следующего путем Чая, не только, каждое дерево, скала, камень, даже травинка достойны уважения и сердечного тепла и одушевлены, одухотворяется даже чайная посуда. Прием олицетворения часто использовался в творчестве многих китайских поэтов при описании чайной церемонии, которую именовали на различные лады. пути Дао и Чая в китайской культуре прочно переплелись. Потому адепты Дао в каждой чаше ароматного напитка ощущают биение жизни. Как говорил Поэт Цао Сун начиная разливать чай «опираешься на луну, сидя в синих горах», Чжэн Баньтсяо при дегустации чая «усаживался вместе с поросшими лесом горами», великий Ду Фу писал:

 

В закате солнце крыш касается тихонько,

Весна на двор вошла.

Я чай уж заварил

И задувает в чаше ветер, напиться хочет.

Уж покосилась из камней ограда,

Сижу в тени листвы, пишу стихи,

А зимородки рядом все поют,

Гарцуют в ярком оперении.

На лесках шелковых уж замерли стрекозы.

Рассвет я встретил, новый день пришел

Но растворится он во времени.